Ислам — Коран и Сунна

Исламский Информационно-новостной портал — أهل السنة و الجماعة

Достоинства месяца Шаабан в преддверии Рамадана

Posted by Администратор Коран-Сунна на 23.07.2010


Достоинства месяца Шаабан

Шаабан, так называется восьмой месяц исламского лунного календаря. Он был так назван, потому что арабы имели традиции расходиться в это время в поисках воды И они идут в Пещеры, и также известно что он (Шааб) прояляется между месяцом Раджаб и Месяцем Рамадан.

Пост в Шаабане.

عن عائشة رضي الله عنها قالت : » كان رسول الله يصوم حتى نقول لا يفطر ويفطر حتى نقول لا يصوم وما رأيت رسول الله استكمل صيام شهر إلا رمضان وما رأيته أكثر صياما منه في شعبان » رواه البخاري و مسلم

В  хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала: «Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, кроме как в Рамадане, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Ша’бане”. Передали Бухари и Муслим.

و في رواية لمسلم » كان يصوم شعبان كله ، كان يصوم شعبان إلا قليلا «

В версии,передаваемой от Муслима : «Пророк , да благословит Его Аллах и приветсвует,постился весь Шаабан,кроме как некоторой его части».
Группа ученых, в том числе и ибн Мубарак считают,что пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, не постился весь Шаабан, но он постился большую его часть. Это подтверждается хадисом переданном в сборнике Муслима под номером 1954  от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала:

ما علمته – تعني النبي صلى الله عليه و سلم – صام شهرا كله إلا رمضان

«Я не знаю,чтобы пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, постился весь месяц, кроме как в Рамадане».

И в том же сборнике под номером 1955, от Аиши, да будет доволен ею Аллах говорится:

ما رأيته صام شهرا كاملا منذ قدم المدينة إلا أن يكون رمضان

«Я не видела его (пророка, да благословит Его Аллах и приветствует) постащимся целый месяц с того момента, как Он прибыл в Медину, кроме как в Рамадане».
И в двух достоверных сборниках передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

ما صام رسول الله صلى الله عليه وسلم شهرا كاملا غير رمضان

Посланник Аллах, да благословит Его Аллах и приветствует, не держал пост целый месяц,кроме как в Рамадане.
Ибн Аббас,да будет доволен им Аллах, также считал нежелательным поститься целый месяц, кроме как  Рамадан.

Так же ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Он (пророк, да благословит Его Аллах и приветствует) соблюдал в этом месяце намного больше дополнительных постов, чем в другие месяцы».

وعن أسامة بن زيد رضي الله عنهما قال : قلت يا رسول الله لم أرك تصوم من شهر من الشهور ما تصوم من شعبان ، فقال : » ذاك شهر تغفل الناس فيه عنه ، بين رجب ورمضان ، وهو شهر ترفع فيه الأعمال إلى رب العالمين ، وأحب أن يرفع عملي وأنا صائم » رواه النسائي

От Усамы ибн Зейд передаётся,что он однажды спросил пророка, да благословит Его Аллах и приветствует: ):   «О,посланник Аллаха,я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так как в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу Миров, и мне хочется,чтобы мои деяния были вознесены будучи постящимся». Передал ан-Насаи. Смотри в «Сахих Ат-Таргыб ва Ат-Тархиб» стр. 425 .А версии абу Давуда (2074) :

كان أحب الشهور إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن يصومه شعبان ثم يصله برمضان

«Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, любил поститьс в месяц Шаабан потом связывать  его с Рамаданом». Шейх Албани потвердил достоверность этого хадиса,см. «Сахих Ас-Сунан Аби Давуд»  2/461.

Ибн Раджаб (да будет милостив к нему Аллах) сказал: Пост в месяц Шаабан превосходит поста в другие месяцы,а лучшие из добровольных постов  являются те,которые ближе к Рамадану,до и после. И достоинство такого поста,как достоинство суннатов-раттибатов, совершаемых до и после обязательных молитв,которые служат восполнением упущений.
И слова посланника (да благословит его Аллах и приветствует) : «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом»,в нём указание,что,поскольку Шаабан занимает середину между Раджабом и Рамаданом, то люди думают,что  поститься в Раджаб лучше,чем поститься в месяц Шаабан,но это не так.

В преведённом выше хадисе указание на то, что хотя определенные моменты времени, места или же люди могут быть, как обычно думают люди, обладать особой добродеятельностью, то могут быть и другие, которые лучше,чем они.
В нём так же указание на то,что желательно эффективно использовать то время, к которому люди склонны пренебрегать этим, как это делали саляфы (праведные предшественники). Так, некоторые из них использовали время между магрибом (вечерняя молитва) и иша (ночная молитва) совершением молитв, говоря,что к этому времени люди небрежны. Другие же из них были заняты зикром (поминание Аллаха) в таких местах, как рынок. Потому что, как правило,это места, где люди забывают об Аллахе.
Есть целый ряд преимуществ в добросовестном использовании времени,к которому люди склонны принебрегать. Из них:
— утаивать свои богоугодные деяния, так же навафили (дополнительные, добровольные деяния), лучше ,особенно пост,потому что это секрет между рабом и его Господом. И,следоветльно, в этом не может быть рия (показухи). Так, некоторые из саляфов постились в течении нескольких лет и об этом не узнавал никто. Они выходя на рынок брали с собой две лепёшки  и раздавали их как садака (милостыня) в то время, как сами держали пост,а люди думали,что, раз они дают садакъу, этот хлеб, то должно быть они сами покушали.  И они,саляфы, любили делать то,что могло бы скрыть их пост (чтобы люди не узнавали об этом). Так же передается ,что ибн Мас’уд сказал: « Когда вы поститесь,то умащайтесь благовониями». Къатада сказал: « Для постящегося желательно умащаться духами (благовониями) так, чтобы не было признаков, что он постится».
— так же, Бого угодные деяния, совершаемые в период, к которому люди небрежны, сложнее,  так как когда в том или ином деле участвующих много, это легче.
Муслим предаёт хадис от  Маъкал ибн Ясар :

العبادة في الهرْج كالهجرة إلي

«Поклонение в смутное время (фитна) как хиджра для меня».
Т.е.  поклонение во время смуты, когда другие люди следуют своим страстям ,для соблюдающего такое поклонение становится сложным.
Ученые разошлись во мнении в том, почему пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, постился столько в Шаабан :

  • 1 – Когда Он (пророк, да благословит Его Аллах и приветствует) будучи в сафаре (в пути) не постился обычные три дня из каждого месяца, он их возмещал в Шаабане. Когда пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, начинал совершать навафилы (дополнительные деяния), то он в них упорствовал, когда же оставлял что-нибудь из них, то возмещал.
  • 2 –То что его жещины восполняли Пост с прошлого Рамадана и они восполняли его в шаабане, и он постился вместе с ними, и противоречит тому что было передано в хадисе от Аиши, что она переносила Пропущенное в Рамадане на месяц Шаабан, по причине того что она была занята вместе с посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)
  • 3 – другие же сказали, что это месяц, к которому другие люди небрежны. И эта более достоверная версия, потому что выше упомянутом хадисе от Усамы говорится :

ذلك شهر يغفل الناس عنه بين رجب ورمضان

«Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом». Ан-Насаи,см. «Сахих Ат-Таргыб ва Ат-Тархиб» стр. 425.

И когда наступал месяц Шаабан и у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставалось что то пропущенное из добровольных постов, которые он не пропостился, то он их возмещал в месяц Шаабан, и он их возмещал до месяца Рамадана — и даже если Пророк Мухаммад ( да благословит его Аллах и приветствует) пропустил (саляты) молитвы Сунна или ночную молитву, то он восполнял это и тогда Аиша в тоже время, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возомещал пропущенные навафили, то она возмещала вместе с ним, что оставалось с предыдущего Рамадана, и это было по причине менструации ,а также в других месяцах была занята вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , и обязательно должным образом мы должны обратить свое внимание и внимание других,предупредя их, если у кого либо есть что то оставшиеся от прошлого Месяца Рамадана, то является Ваджибом для него восполнить пропущенное — до наступления следующего Месяца Рамадан.

И не дозволяется откладывать свой долг на время которе прийдет после следующего Рамадана, кроме как в исключительных моментах, по шариатским причинам (например больной и так далее.)
А тот Кто имеет возможность (то есть нет шариатских причин) восполнить пропущенное до Рамадана и не сделал это, то на нем обязанность исполнить этот пропущенный пост, а затем, сделать Таубу (покаятся) , а затем накормить бедняка за каждый пропущенный им день, и это слова Имама Малика и Имама Шафии и Имама Ахмада бну Ханбали.

А также со стороны пользы поста в месяц Шаабан, то что человек подготавливается к посту в месяц Рамадан , для того чтобы не встретить в нем тягости и сложности , а встретить Рамадан привыкшим к посту и начнет свой Пост активным и полоным сил.

И также месяц Шаабан — он является как вступление для Рамадана, и в нем есть то что также имеется в Месяце Рамадан, из Постов и чтения Корана и Садака (милостыни), И как Сказал Саляма ибну Сухайль — он говорил: месяц Шаабан ,месяц Чтецов (Корана) и также известно, что  Хабиб бну Аби Сабит когда начинался Шаабан , то он говорил — «Это месяц Чтецов (Корана)», и также когда Умар бну Кайс Аль Муляий встречал Шаабан ,он закрывал свою торговую лавочку ,и освобождлся для чтения Корана.

Пост в конце Шаабана .


عن عمران بن حصين رضي الله عنه : أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لرجل : » هل صمت من سرر هذا الشهر شيئا ؟ قال لا ، قال : فإذا أفطرت فصم يومين » وفي رواية البخاري : أظنه يعني رمضان وفي رواية لمسلم : » هل صمت من سرر شعبان شيئا ؟ » أخرجه البخاري 4/200 ومسلم برقم 1161

Известно в двух сахихах от Имрана бну Хусейна, (р.а) что Пророк Мухаммад ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному человеку:
«Ты пропостился что либо из «Сирара» этого месяца? он сказа Нет, Тогда Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Если ты не постился, то держи пост 2 дня.» А сам Аль Бухари дает комментарий к хадису говоря : «Думаю что это Рамадан».

А в риваяте от Муслима говорится так :
«Ты проспостился что либо из «Сирара» месяца Шаабан?» Аль-Бухари 4/200; Муслим 1161

B в толковании этого слова Ас-Сирар — произошло разногласие, и как известно то что он (Ас-Сирар) -конец месяца.
Сказано то что слово «Ас-Сирарe Шахр» (конец месяца) произносится двумя вариантами

  • 1. С Касрой (и) под буквой «Син»
  • 2. С фатхой, (а) — («Афсах»)  что ближе к чистому литературному арабсокму языку (Фусха)

И так было названо Ас-Сирар потому что конец месяца, в нем исчезает луна (или прячется), И если кто то сказал, что (известно) или утвердилось в двух сахихах (достоверных хадисах) (то есть Аль Бухари и Муслим) от Абу Хурейры (р.а) от Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) — что он сказал:

» لا تقدموا رمضان بيوم أو يومين ، إلا من كان يصوم صوما فليصمه «

«Не начинайте Рамадан раньше днем или двумя, кроме того ,кто постился постоянно то пусть постится далее»
Аль Бухари номер хадиса (1983) и Муслим номер хадиса (1082).
И как совместить  между двумя хадисами — один из которых порицает пост в конце месяце а другой разрешает?

ОТВЕТ такой :

Многие из ученых и большинство из мухаддисов сказали: Что тот человек (в хадисе) который спрашивал у Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) ,он знал ( то есть Пророк) что этот человек постоянно постится, или он дал обет чтобы постится, и поэтому Пророк  ( да благословит его Аллах и приветствует) приказал выполнить этот обет.
И также были сказаны другие высказывания по поводу этого вопроса , и в заключении сказали что пост в конце Шаабана имеет три положения:

  • Первый из них — это : То что если кто постится с намерением на Рамадан ,как запас (или на перед) для Рамадана, то это является Харам (запрещенным).
  • Втрой из них : это то что он постится с намерением обета или возмещение за пропуски в  Рамадан, или быть может искупление ,и так далее … и это разрешено большинством ученых. (Аль-Джумхур)
  • Третий — из них : Это с намерением на постоянные добровольные посты, сказали что это Макрух , и сказали это те , кто сказал что должен быть перерыв между Шаабаном и Рамаданом (то есть должен быть Ифтар)

И один из них это Ученый по имени Хасан — , и даже если этот день совпал с днем ,который он обычно постится (добровольные) или не обычно (у него это Макрух) ,а разрешил пост в этот этот день Имам Малик и те кто с ним согласился…
А имам Шафии и Имам Авзаий и Имам Ахмад бну Ханбаль сказали что это разные положения , которые постится как всегда добровольные (Сунна) обычно или не обычно.

И в общем хадис от Абу Хуреры (р.а) как было упомяното выше , является практичиским у большинства из ученых, и то что он порицает (делает макрухом) вступление перед Рамаданом посты, которые являются добровольными (сунна -понедельник четверг и так далее..) если они совпали перед самим Рмадоном за день или два — то это является макрух, если же человек постится
обычно по привычке постоянно , то это не будет ему макрухом, и не было постов ранее в месяц Шаабан связанные с концом…
И если кто то скажет  почему порицается ( или является марухом) пост перед Рамаданом для тех, кто не постится постоянно (или как обычно) кроме тех которые постятся постоянно, то на это есть ответ двумя значениями (пунктами) и первый из них:

  • 1.  То, что не является добавкой (лищним) в Рамадане,то чего в нем нет, как например запрещено нам постится в день Праздника по этой же причине. Как сделали это люди писания в ихних постах , прибавив к ним от себя того чего в нем нет, исходя из своих домыслов и страстей. И поэтоум запрещено постится в день который ты сомневаешься ,сказал Аммар : тот кто проспостился в нем (в день сомнения) то тот , совершил то что запретил Аба Аль-Касим (Пророк Мухаммад) салля Ллаху алейхи ва саллям, и день сомнения , это — день который приводит человека к сомнению , это ли пост первого дня Рамадана ,или нет?! И в этот день мы должны увидеть молодой месяц, и есть день облаков (в тот день когда нет ясности и не видно нового месяца): И Ученые сазали что день облаков — это есть день сомения ,и запретили Пост в этот день, и это мнение большенства ученых.
  • 2.  Разделение между обязательным  постом (фардом) и желатльным (нафиль), в нашей религии основой является то ,что прерывание между фардами и нафилями является узнаконенным в шариате (то есть надо делать перерыв между фардом и нафилем), и поэтому запрещен пост в день праздника, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил соединять обязательные молитвы с желательными , а то есть чтобы между ними были промежутки или какие то слова (то есть не сразу после сунны начинать делать фард), и особенно сунна перед фардом фаджр намаза. И по шариату следут сделать небольшой перерыв, между — молитвой сунна и между молитвой фард, и также по шариату является сунной сделать сунну фаджр намаз дома после нее прилечь на правый бок и затем идти в мечеть.

И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел человека моляшегося и в это время прозвучал икамат фаджр намаза, то Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: » آلصُّبح أربعا ««Ас-Субх четыре» .передл Аль Бухари номер хадиса (663).

( [прим.переводчика] — имеется ввиду 2 сунна и 2 фард, и Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) дал понять что лучше делать сунну дома ,и некоторые мухаддисы сказали что делать сунна 2 раката в мечети без перерыва на утренней молитве является макрух)

Может быть думали некоторые невежды ,что не держать пост перед Рамаданом , только лишь из за того, чтобы насладится пищей перед Рамаданом, следуя своим прихотям , так как потом придётся отказаться от этого в пост месяца Рамадан, так думать — является ошибкой и тот кто так подумал , тот является Джахилем, невеждой. А Аллах знает лучше.

Используемая Литература: «Литаиф Аль Маариф фима лимувасим Аль- Ам мин Аль Вазаиф» Шейх Ибн Раджаб Аль-Ханбали, (родился 736, умер 735 год по хиджре. По миляде 1336/1395)
И частично взято из литературы по Акхамам Сыяма (Правилам Поста) от Шейха Абд Аль Азиз Ар-Раджихий.

Оригинал текста на арабском

Перевод : Брат Абу Ибрахим Аль-Мухаджир и Брат Ахмад Абу-ль-Къасим  Аш-Шишаний специально для сайта IslamUmma.com и IslamDin.com

IslamUmma.com
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: